1-4 rod az.pdf

ФГОС
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики
им.А.А.Тахо-Годи

Рабочая программа по родному языку
(аварский, даргинский, лакский, лезгинский, кумыкский,
табасаранский)
1 – 4 классы
(для школ с русским языком обучения).

Махачкала - 2015

Пояснительная записка
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности
ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости
игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по
содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в
общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика,
выражающейся

в

формировании

внутренней

позиции

школьника,

определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
-

с

формированием

у

школьника

основ

умения

учиться

и способности к организации своей деятельности;
с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает
черты адекватности и рефлексии;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с
характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
2

общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания
и планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Родной язык является предметом филологического цикла и наряду с
русским языком и литературным чтением формирует коммуникативную
компетенцию младшего школьника в поликультурной среде, способствуя его
языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных
качеств и формированию социальных умений. В процессе обучения родному
языку решаются задачи не только практического владения языком, но и
воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным
образом связаны с практическим владением языком. Владение родным
языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль
посредством разных лексических и грамматических единиц как на родном,
как и на русском языке, делает мыслительные процессы более гибкими,
развивает речевые способности учащихся. Изучая родной язык, учащиеся
развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; у них
расширяется кругозор, развиваются познавательные интересы, формируются
навыки работы с текстами любого типа.
Изучение родного языка

в начальной школе направлено на

достижение следующих целей:
- создание условий для ранней коммуникативно-психологической
адаптации школьников к новому языковому миру и для преодоления в
дальнейшем психологического страха в использовании родного языка как
средства коммуникации в современном мире;
- ознакомление с дагестанским детским песенным, стихотворным и
сказочным фольклором и развития у учащихся интереса к участию в
театрализованных представлениях на родном языке;
-

развитие

у

детей

коммуникативно-игровых

способностей

проигрывать ситуации семейного и школьного общения, общения со
3

школьниками и взрослыми на родном языке и формирования представлений
об общих и отдельных чертах «Азбуки вежливости» на русском и родном
языках;
- создание условий для билингвистического развития детей с раннего
школьного возраста.
Для реализации поставленных целей в процессе изучения родного
языка реализуются следующие задачи:
-

развитие

коммуникативной

компетенции

в

совокупности

ее

составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
учебно-познавательной:
– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
–

овладение

новыми

языковыми

средствами

(фонетическими,

орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для начальной
школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в русском и родном языках;
– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям республики
в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся начальной школы; формирование
умения представлять свою республику, ее культуру;
– развитие умений выходить из положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и передаче информации;
– дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;
ознакомление

с

доступными

учащимся

способами

и

приемами

самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием
новых информационных технологий;
– развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения
родного языка в современном мире и потребности пользоваться им как
4

средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
воспитание

качеств

гражданина,

патриота;

развитие

национального

самосознания.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение

родного языка в общеобразовательных организациях

многонациональным

составом

учащихся

начинается

с

1

класса.

Деятельностный характер предмета «Родной язык» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и
активно. Основное назначение родного языка состоит в формировании
коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять
межличностное общение. Родной язык является важнейшим средством
воспитательного воздействия на личность. Будучи частью, инструментом
культуры,

родной язык формирует личность через культуру народа,

пользующегося данным языком как средством общения. Родной язык
открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству
дагестанского народа, повышает уровень гуманитарного образования
ученика. Родной

язык расширяет лингвистический кругозор учащихся,

способствует формированию культуры общения, содействует общему
речевому развитию учащихся.
Основные содержательные линии
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения,
второй – языковые знания и навыки, оперирования ими, третьей –
социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии
находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать
коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения
родным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных
умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками
оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
5

Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть
названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование
коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными
знаниями.
Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и
отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Родной
язык».
Место предмета в учебном плане
Учебный план

для образовательных учреждений со смешанным

национальным составом учащихся отводит 372 часа для обязательного
изучения родного языка на этапе начального общего образования, в том
числе в 1 классе по 2 часа, во 2, 3, 4 классах по 3 часа в неделю.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом,
воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с
культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования
духовного мира учащегося через познание и понимание родной культуры.
Факты культуры становятся для учащегося ценностью, т.е. приобретают
социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами
деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми
аспектами

его

мировоззрение

индивидуальности,

определяют

и

убеждения,

нравственные

его

мотивацию,

становятся

основой

формирования его личности, развития его творческих сил и способностей
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
6

его

В

процессе

воспитания

выпускник

начальной

школы

достигнет

определённых личностных результатов в освоении учебного предмета.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
-ценностное отношение к своей малой и большой родине, семейным
традициям; государственным символикам Дагестана и России, родному
языку;
- элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
-

первоначальный

опыт

постижения

ценностей

национальной

культуры;
- первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и
умение представлять родную культуру;
- начальные представления о правах и обязанностях человека и
гражданина.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- элементарные представления о моральных нормах и правилах
нравственного

поведения,

в

том

числе

об

этических

нормах

взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных
культур;
- первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении:
доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение
ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
- стремление делать правильный нравственный выбор: способность
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к
старшим, заботливое отношение к младшим;

7

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными этическими нормами;
- доброжелательное отношение к другим участникам учебной и
игровой деятельности на основе этических норм.
3. Воспитание уважения к культуре народов Дагестана:
- элементарные представления о культурном достоянии народов
Дагестана;
- первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
- уважение к иному мнению и культуре других народов Дагестана и
России.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
- элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях родной культуры и культуры русского народа;
-

первоначальный

опыт

эмоционального

постижения

народного

творчества, детского фольклора, памятников культуры;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в
доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве
школы и семьи;
- отношение к учёбе как творческой деятельности.
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни:
- ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой
8

деятельности;
- дисциплинированность, последовательность, настойчивость и
самостоятельность;
- первоначальный опыт участия в учебной деятельности по
овладению родным

языком и осознание её значимости для личности

учащегося;
- первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и
игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других
людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- мотивация к самореализации в познавательной и учебной
деятельности;
- любознательность и стремление расширять кругозор.
6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
- первоначальные представления о роли физической культуры и
спорта для здоровья человека;
7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе.
Метапредметные результаты
У младших школьников будут развиты:
1. Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему
овладению родным языком:
9

– элементарное представление о родном языке как средстве познания мира
и культуры;
– познавательный интерес и личностный смысл изучения родного языка.
У выпускников будет возможность развивать способность принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её
осуществления.
2. Языковые и речемыслительные способности, психические функции и
процессы:
языковые способности
– слуховая дифференциация (фонематический и интонационный слух);
– имитация (речевой единицы на уровне слова, фразы);
– догадка (на основе словообразования, аналогии с русским языком,
контекста, иллюстративной наглядности и др.);
– выявление языковых закономерностей (выведение правил);
способности к решению речемыслительных задач
– соотнесение/сопоставление (языковых единиц, их форм и значений);
– осознание и объяснение (правил, памяток и т. д.);
–

построение высказывания в соответствии с коммуникативными

задачами (с опорами и без использования опор);
– трансформация (языковых единиц на уровне словосочетания, фразы);
психические процессы и функции
–

восприятие

(расширение

единицы

зрительного

и

слухового

восприятия);
– мышление (развитие таких мыслительных операций как анализ,
синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение);
10

– внимание (повышение устойчивости, развитие способности к
распределению и переключению, увеличение объёма).
У выпускника будет возможность развить:
языковые способности
– выявление главного (основной идеи, главного предложения в абзаце, в
тексте);
–

логическое

изложение

(содержания

прочитанного

письменно

зафиксированного высказывания, короткого текста);
способности к решению речемыслительных задач
– формулирование выводов (из прочитанного, услышанного);
– иллюстрирование (приведение примеров);
– антиципация (структурная и содержательная);
–

выстраивание

логической/хронологической

последовательности

(порядка, очерёдности);
– оценка/самооценка (высказываний, действий и т. д.);
психические процессы и функции
– такие качества ума, как любознательность, логичность, доказательность,
критичность, самостоятельность;
– память (расширение объёма оперативной слуховой и зрительной
памяти);
– творческое воображение.
3. Специальные учебные умения и универсальные учебные действия:
– работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией,
правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями
родного языка;
11

– работать со справочным материалом: аварско (даргинско и т. д.) русским и русско-аварским (даргинским и т.д.) словарями, грамматическими
справочниками;
–пользоваться

различными

опорами:

грамматическими

схемами,

речевыми образцами, ключевыми словами, планами и др. для построения
собственных высказываний;
– пользоваться электронным приложением;
– оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
– рационально организовывать свою работу в классе и дома (выполнять
различные типы упражнений и т. п.);
– пользоваться электронным приложением;
– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную
информацию,

читать

с

полным

пониманием

содержания,

понимать

последовательность описываемых событий, делать выписки из текста,
пользоваться

языковой

догадкой,

сокращать,

расширять

устную

и

письменную информацию, заполнять таблицы;
– сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также
работать самостоятельно;
– выполнять задания в различных тестовых форматах.
– прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту,
определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от
второстепенной;
– вести диалог, учитывая позицию собеседника;
– планировать и осуществлять проектную деятельность;
– контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
12

– читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами;
–

осознанно

строить

речевое

высказывание

в

соответствии

с

коммуникативными задачами;
– осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Предметные результаты
Выпускники начальной школы:
- приобретут начальные навыки общения в устной и письменной форме
с другими носителями родного языка на основе своих речевых возможностей
и потребностей; освоят правила речевого и неречевого поведения;
- освоят начальные лингвистические представления, необходимые для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на родном
языке, расширяя таким образом свой лингвистический кругозор;
- сформируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям
родного языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В процессе овладения родним языком у учащихся будут развиты
коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении выпускник научится:
- вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение;
- кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
- рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и
т. п. (в пределах тематики начальной школы);

13

-

воспроизводить

наизусть

небольшие

произведения

детского

фольклора: рифмовки, стихотворения, песни; кратко передавать содержание
прочитанного/услышанного текста;
- выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании выпускник научится:
- понимать на слух речь учителя по ведению урока; связные
высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие
некоторые незнакомые слова; высказывания одноклассников;
- понимать основную информацию услышанного (небольшие тексты и
сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при
непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи);
- извлекать конкретную информацию из услышанного;
- вербально или невербально реагировать на услышанное;
- понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания,
рифмовки, песни);
- использовать контекстуальную или языковую догадку;
- не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать
основное содержание текста.
В чтении выпускник овладеет техникой чтения, т. е. научится читать:
- с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным
ударением;
-

с

правильным

логическим

и

фразовым

ударением

простые

нераспространенные предложения;
- основные коммуникативные типы предложений (повествовательные,
вопросительные, побудительные, восклицательные);
-

небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими

понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание
необходимой информации.
Он также научится:
14

- читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на
вопросы по содержанию текста;
-

определять

значения

незнакомых

слов

по

знакомым

словообразовательным элементам, аналогии с русским языком, конверсии,
контексту, иллюстрированной наглядности;
- пользоваться справочными материалами (аварско-русским словарём,
русско-аварским словарем) с применением знаний алфавита;
- читать и понимать тексты со специфическими буквами;
- читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением
простые распространённые предложения с однородными членами;
- понимать внутреннюю организацию текста;
- читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить
события в тексте с личным опытом.
В письме выпускник научится:
- правильно списывать;
- выполнять лексико-грамматические упражнения;
- делать подписи к рисункам;
- отвечать письменно на вопросы;
- писать открытки-поздравления с праздником и днём рождения;
Графика, каллиграфия и орфография
Выпускник научится:
-обозначать на письме геминаты и лабиализованные звуки;
-распознавать слова со специфичекими буквами;
- пользоваться родным алфавитом;
- писать все буквы английского алфавита;
- писать красиво (овладеет навыками родной каллиграфии);
- писать правильно (овладеет основными правилами орфографии);
- группировать слова в соответствии с изученными правилами орфоэпии
и орфографии;
15

- использовать орфографический словарь для уточнения написания слова.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и адекватно произносить все звуки родного языка;
- соблюдать нормы произношения звуков родного языка в чтении;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении;
- соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах;
- правильно произносить предложения с однородными членами
(соблюдая интонацию перечисления);
- различать коммуникативный тип предложения по его интонации;
правильно

произносить

предложения

с

точки

зрения

их

ритмико-

интонационных особенностей - повествовательное (утвердительное и
отрицательное),

вопросительное

(общий

и

специальный

вопросы),

побудительное и восклицательное предложения.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
- понимать значение лексических единиц в письменном и устном текстах в
пределах тематики начальной школы;
- использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации
общения в пределах тематики начальной школы в соответствии с
коммуникативной задачей;
- распознавать по определённым признакам части речи;
-

понимать значение незнакомых слов, используя различные виды

догадки (по аналогии с русским языком, словообразовательным элементам и
т. д.).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
16

- понимать и употреблять в речи изученные существительные (в
единственном и во множественном числе, в форме основных и местных
падежей),

прилагательные

с

количественные и порядковые

показателями

грамматических

классов

числительные, личные, притяжательные и

вопросительные местоимения, глаголы с классными показателями для
согласования с другими частями речи, временные формы простых и
составных глаголов для выражения различных действий, наречия времени,
места и образа действия, наиболее употребительные послелоги для
выражения временных и пространственных отношений;
- употреблять основные коммуникативные типы предложений, безличные
предложения, предложения со словами у, буго, гьеч1о (авар. яз.),
побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме;
- понимать и использовать в речи указательные, определённые,
неопределённые и вопросительные местоимения;
- понимать и использовать в речи сложноподчинённые предложения с
разными придаточными.
Основное содержание курса
Знакомство.
С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя,
возраст, село, город, республика, страна. Приветствие, прощание (с
использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья.
Члены

семьи,

их

имена,

возраст,

внешность,

черты

характера,

увлечения/хобби, профессии. Мой день (распорядок дня, домашние
обязанности). Мой дом. Покупки в магазине: одежда, обувь, некоторые
продукты питания, фрукты и овощи. Любимая еда. Семейные праздники: дни
рождения, Новый год,

Ураза байрам, Курбан-байрам (подарки и

поздравления).
17

Мир моих увлечений.
Мои любимые занятия/хобби (чтение, коллекционирование, рисование,
музыка). Спорт (игровые виды спорта, зимние и летние виды спорта). Мои
любимые сказки. Выходной день. Школьные каникулы.
Я и мои друзья.
Имя, возраст, день рождения, внешность, характер, увлечения/хобби.
Совместные занятия. Помощь другу. Переписка с друзьями. Любимое
домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа.
Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Занятия
на уроках. Правила поведения в школе. Школьные праздники.
Мир вокруг меня.
Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и
интерьера. Мой город/село (общие сведения). Любимое время года. Погода.
Занятия в разные времена года. Природа: растения и животные. Дикие и
домашние животные. Места обитания.
Наша республика и страна.
Общие сведения: название, столицы, крупные города. Литературные
персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, их
внешность, черты характера, что умеют/не умеют делать). Сюжеты
некоторых

популярных

дагестанских

и

русских

сказок.

Небольшие

произведения детского фольклора на родном языке (рифмовки, стихи, песни,
сказки, загадки, пословицы, поговорки). Некоторые формы речевого этикета.
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а
также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского
фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать
на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и
18

поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос- уметь задавать
вопросы: щив? щий? щиб? щал? кида? киб? кибе? (авар. яз.);

диалог-

побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой и выразить
готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе,
своем

друге,

своей

семье;

описание

предмета,

картинки; описание

персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и
собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших
простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с
опорой на иллюстрацию).
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном
языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах,
интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих
только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих
отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации
(имени главного героя; места, где происходит действие). Объем текстов –
примерно 120 слов.
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и
выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец
поздравления, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки
(практическое усвоение)
Графика, каллиграфия, орфография.
Буквы родного алфавита. Звуко-буквенные соответствия. Основные
правила каллиграфии. Основные правила орфографии.
Фонетическая сторона речи.
19

Различение

на

слух

звуков

родного

языка.

Соблюдение

норм

произношения звуков родного языка: произношение специфических звуков,
геминатов и лабиализованных звуков, отсутствие оглушения звонких
согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных перед гласными.
Дифтонги. Словесное ударение. Логическое и фразовое ударение. Ритмикоинтонационное

оформление

основных

коммуникативных

типов

предложений: повествовательного (утвердительного и отрицательного),
вопросительного

(общий

и

специальный

вопрос),

побудительного,

восклицательного, а также предложений с однородными членами (интонация
перечисления).
Лексическая сторона речи.
Лексические

единицы,

предназначенные

для

рецептивного

и

продуктивного овладения и обслуживающие ситуации общения в пределах
тематики начальной школы в объеме 900-950 лексем для двустороннего
(рецептивного

и

продуктивного)

усвоения,

простейшие

устойчивые

словосочетания, оценочная лексика, лексика классного обихода, речевые
функции;
Начальное представление о способах словообразования (суффиксация,
словосложение, конверсия).
Грамматическая сторона речи.
Имя

существительное.

Имена

существительные

нарицательные

и

собственные. Разумные и неразумные имена существительные. Класс имен
существительных. Существительные в единственном и множественном
числе. Образование множественного числа существительных. Употребление
форм основных и местных падежей существительных.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по классам и родам.
Склонение субстантивированных прилагательных.
Имя

числительное.

Количественные

числительные. Правописание числительных.
20

числительные.

Порядковые

Местоимение. Личные местоимения в основных и местных падежах.
Притяжательные, вопросительные, указательные местоимения.
Глагол. Масдар.

Целевая

форма

глагола.

Глаголы

с

показателями

грамматических классов. Временные формы простых и составных глаголов.
Формы вопросительного, условного и побудительного наклонений глагола.
Наречие. Наречия времени, места и образа действия.
Послелоги,

Послелог.

выражающие

пространственные

и

временные

отношения.
Простое предложение. Односоставные, двухсоставные и трехсоставные
предложения. Выражение субъекта в предложении. Предложения с простым
глагольным

сказуемым,

составным

именным

сказуемым,

составным

глагольным сказуемым. Основные коммуникативные типы предложений:
повествовательное,
Утвердительные

вопросительное,
и

отрицательные

побудительное,
предложения.

восклицательное.
Порядок

слов

в

предложении. Простые распространённые предложения, предложения с
однородными членами.
Сложное предложение. Сложносочинённые предложения с союзами -ги, ва
амма, я, (яги, ялъуни) (авар.). Сложноподчинённые предложения с
придаточными предложениями.
Фрагмент примерного тематического планирования

Содержание курса

Тема раздела

Знакомство
с
одноклассниками,
учителем,
персонажами
детских
произведений: имя,
возраст, село, город,
республика, страна.
Приветствие,
прощание
(с

Знакомство
(9ч)

Характеристика
основных
видов
деятельности учащихся
Организовать своё рабочее место.
Высказывать
свои
предположения
по
иллюстрациям в учебнике.
Участвовать в диалоге на уроке.
Воспроизводить по памяти информацию.
Соблюдать простейшие нормы речевого
этикета.
Отвечать
на
вопросы
учителя
и
одноклассников.
Пересказывать прослушанную информацию.
21

использованием
типичных
фраз
речевого этикета).

Члены семьи, их
имена,
возраст,
внешность,
черты
характера,
увлечения/хобби,
профессии. Мой день
(распорядок
дня,
домашние
обязанности). Мой
дом.
Покупки в
магазине:
одежда,
обувь,
некоторые
продукты питания,
фрукты и овощи.
Любимая
еда.
Семейные
праздники:
дни
рождения,
Новый
год, Ураза байрам,
Курбан-байрам,
Праздник
первой
борозды (подарки и
поздравления).

Я и моя семья
(11ч)

Вести этикетный диалог в ситуации бытового
общения
(приветствовать,
прощаться,
интересоваться,
как
дела,
знакомиться,
расспрашивать о возрасте).
Учить наизусть тексты рифмовок, песен.
Передавать на письме (каллиграфически
корректно) специфические буквы алфавита
родного языка.
Различать звуки и правильно произносить все
звуки родного языка.
Соблюдать правильное ударение в словах и
фразах, интонацию в целом.
Употреблять глаголы-связки буго и гьеч1о
(авар.) в утвердительных и отрицательных
предложениях,
личные
местоимения
в
основных и местных падежах покоя (дун, дица,
дир,
дие,
дида,
дихъ),
указательные
местоимения гьав(-й, -б, -л) и гъов(-й, -б, -л),
вопросительные слова (щив, щий, щиб, щал,
кив,
чан,
кинаб,
щай)
и
глаголы
вопросительного наклонения.
Соблюдать простейшие нормы речевого
этикета.
Вести диалог-расспрос (о любимой еде) и
диалог-побуждение к действию (сообщать о
погоде и советовать, что нужно надеть).
Пользоваться основными коммуникативными
типами
речи
(описанием,
сообщением,
рассказом).
Представлять членов своей семьи, описать
(предмет, картинку, внешность); рассказывать
(о себе, членах своей семьи и любимой еде, о
том, что носят в разную погоду).
Использовать активную лексику в процессе
общения.
Учить наизусть тексты рифмовок, песен.
Передавать
на
слух
речь
учителя,
одноклассников и небольшие доступные
тексты в аудиозаписи, построенные на
изученном языковом материале: краткие
диалоги, рифмовки, песни.
Выразительно читать вслух небольшие тексты,
построенные
на
изученном
языковом
материале.
Писать с опорой на образец небольшой рассказ
о себе, любимой еде и поздравление с днём
рождения, Ураза-байрам, Курбан-байрам.
Соблюдать правильное ударение в словах и
фразах, интонацию в целом.
Соблюдать нормы произношения звуков
22

Мои
любимые
занятия/хобби
(чтение,
коллекционирование,
рисование, музыка).
Спорт (игровые виды
спорта, зимние и
летние виды спорта).
Мои
любимые
сказки.
Выходной
день.
Школьные
каникулы.

Мир моих
увлечений.
(8 ч)

родного языка в чтении вслух и устной речи и
корректно произносить предложения с точки
зрения
их
ритмико-интонационных
особенностей.
Использовать
личные,
указательные
местоимения в структурах Дун вуго … . Дие
бокьула … . Гьай йиго … , глагол буго в
утвердительных
и
гьеч1о
(авар.)
в
отрицательных предложениях, побудительные
предложения, вопросительные местоимения
кинав, кинай, кинаб, кинал; существительные в
единственном
и
множественном
числе,
числительные (количественные от 1 до 10).
Определять цели выполнения деятельности.
Высказывать свои суждения на основе
иллюстраций в учебнике.
Отвечать на вопросы учителя и сверстников.
Вести диалог-расспрос (о том, где находятся
игрушки, что умеют делать одноклассники) и
диалог-побуждение к действию (обмениваться
репликами о том, как выглядят и что умеют
делать).
Рассказывать (о себе, о том, что умеет делать, о
своих игрушках).
Использовать активную лексику в процессе
общения.
Учить наизусть тексты рифмовок, песен.
Понимать
на
слух
речь
учителя,
одноклассников и небольшие доступные
тексты в аудиозаписи, построенные на
изученном языковом материале: краткие
диалоги, рифмовки, песни.
Выразительно читать вслух небольшие тексты,
построенные
на
изученном
языковом
материале.
Составлять с опорой на образец небольшой
рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они
умеют делать.
Соблюдать нормы произношения звуков,
ударения и интонирования родного языка в
чтении вслух и устной речи и правильно
произносить предложения с точки зрения их
ритмико-интонационных особенностей.
Употреблять
личные,
указательные
местоимения в структурах Дун вуго … . Дие
бокьула … . Гьай йиго … , глагол буго в
утвердительных и гьеч1о в отрицательных
предложениях, простые и составные формы
глагола, побудительные предложения, личные
местоимения в основных и местных падежах
23

покоя (дун, дица, дир, дие, дида, дихъ),
указательные местоимения гьав(-й, -б, -л) и
гъов(-й, -б, -л), вопросительные слова (щив,
щий, щиб, щал, кив, чан, кинаб, щай),
послелоги, выражающие пространственные
отношения наречие места и времени.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Книгопечатная продукция
Аварский язык
Учебники
1.Гамзатов А.Г. Аварская речь. 1 класс.
2. Гамзатов А.Г. Аварская речь. Учебник. 2 класс.
3. Гамзатов А. Г. Аварская речь. Учебник. 3 класс.
Методические пособия для учащихся:
1. Вакилов Х.С., Алиджанов Т.М. Русско–аварско– английский
тематический словарь в картинках.
Даргинский язык
Учебники
1. Алиев Б.А. Букварь.

1 класс.

2. Мусаев М.М, Уружбекова М.М. Даргинский язык. Учебник.
класс.

2

3. Исмаилова А.С., Гасанова У.У. Даргинский язык. Учебник. 3 класс.
4. Исмаилова А.С. Даргинский язык . Учебник. 4 класс .
Методические пособия для учащихся:
1. Алиджанов Т.М., Алиева С.М. Русско–даргинско–английский
тематический словарь в картинках.
Кумыкский язык
24

Учебники
1. Саидов А. М., Хангишиев Д.М. Букварь .1 класс.
2.Саидов А.М., Адильгереева З.С. Кумыкский язык . Учебник. 2 класс.
Методические пособия для учащихся:
1. Алиджанов Т.М.,. Гаджиахмедов Т.И. Русско –кумыкско–
английский тематический словарь в картинках.
Лакский язык
Учебники
1. Шурпаева М. И, Рагимов К.Р. Букварь.

1 класс.

2. Рагимов К.Р., Абдулгафурова А.Г. Лакский язык.

2 класс.

Методические пособия для учителя:
1.Мутаева С.Р. Методика развития связной речи учащихся начальных
классов на уроках родного языка.
для учащихся:
1. Мутаева С.Р . Краткий лакско–русский тематический словарь.
2. Алиджанов Т.М., Мутаева С.Р. Русско–лакско–английский
тематический словарь в картинках.
Лезгинский язык
Учебники
1.Магомедов Г.И, Гайдаров Р. И.Букварь. 1 класс.
2. Рамалданов А. Р. Лезгинский язык. Учебник. 2 класс.
3. Караханов З.Н. и др. Лезгинский язык. Учебник. 3 класс.
Методические пособия для учащихся:
1. Мейланова Ж.Ш. Краткий лакско–русский тематический словарь.
2. Алиджанов Т.М. Русско–лезгинско–английский тематический
словарь в картинках.
25

Табасаранский язык
1. Курбанов К.К., Ханмагомедов Б.Г. Букварь. 1 класс.
2. Курбанов К.К. Табасаранский язык. Учебник. 2 класс.

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89288077761

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».