Аннотация к рабочей программе география 5 класс ФГОСС ООО Рабочая программа по географии составлена на основе: фундаментального ядра содержания общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; примерной рабочей программы основного общего образования по географии В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кл., М.»Просвещение»,2011. Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:ВентанаГраф,2009. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся: - комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; - целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам; - умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; - умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; - предпрофильной ориентации. Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую. Деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме. При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Следует, исходя из требований к результатам обучения, особое внимание уделить метапредметным результатам – таким как: − освоенные межпредметные понятия («государство», «отрасль», «ВВП», «биосфера», «экосистема», «биом», «влажность воздуха» и др.); − универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике. Изменения в авторскую программу - добавлены практические работы на основе программы «Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В. География. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2009.»; сокращено количество резервных часов и отведено для практических работ и на закрепление изученного материала. Формы проведения: урок, исследовательская деятельность, групповая работа. Учебно - методический комплект: -Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева -Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы. / Под ред. А. И. Алексеева НиколинаВ.В.География.Мойтренажёр.5-6классы. -Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы; 1011классы. Программа рассчитана - 35 часов в 5 классе, 1 час в неделю. Самостоятельных и контрольных работ – 5 Практических работ – 10 Проектов исследования –2 Планируемые результаты освоения курса географии Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: 1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию; 3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; 9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: 1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления; 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные; 4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; 5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; 7) умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики; 8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования; 9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; 10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия. Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются: 1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; 8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. Материально – техническое обеспечение учебного процесса Литература. 1. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы. / Под ред. А. И. Алексеева 2. Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева 3. Николина В. В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы. 4. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. 5. Атлас. География 5 класс. - М.:Дрофа.-2012г. 6. Контурные карты. География 5 класс. – М.:Дрофа.-2012г. Требования к уровню подготовки 1. Называть и показывать: - форму и размеры Земли; - полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт; - части внутреннего строения Земли; - основные формы рельефа; - части Мирового океана; - виды вод суши; - причины изменения погоды; - типы климатов; - виды ветров, причины их образования; - виды движения воды в океане; - пояса освещенности Земли; - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - различных видов карт; - горных пород и минералов; - типов погод; - взаимовлияния всех компонентов природы. 3. Определять: - стороны горизонта на местности (ориентироваться); - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте; - расстояния и направления по плану и карте; - осадочные и магматические горные породы; - направление ветра. 4. Описывать: - географические объекты. 5. Объяснять: - особенности компонентов природы своей местности. 1. Количество часов Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов учебного времени, 1 час в неделю.